9.7. Западные технологии — на войну с Западом


Вернемся теперь в конец 20-х годов, когда все только начиналось. В то время Сталин уже принял решение, за счет кого проводить индустриализацию. Для этой цели он выбрал крестьянство — ближайшего союзника пролетариата, если верить классикам коммунистической идеологии. В 1917 крестьянам большевики обещали землю. В 1930 г. обещанную землю они заменили местом в ГУЛАГЕ. Но что могли для индустриализации сделать крестьяне? Рыть котлованы, рубить лес, строить поселки, готовить место под строительство… Но могли ли крестьяне построить сложные индустриальные объекты? Конечно, нет. Поэтому репрессии против крестьян дополнили репрессиями в среде технических специалистов.

С весны 1930 года начались процессы «о вредительстве». Главным был процесс по делу «Промпартии», которому предшествовало аналогичное «Шахтинское» дело в 1928 году. По этим делам арестовывали технических специалистов. Наряду с этими наиболее известными процессами дела о вредительстве шли во многих отраслях промышленности.

Справка
С основным делом «Промпартии» были связаны и так называемые отраслевые дела «Промпартии» о вредительстве: в угольной промышленности, в нефтяной промышленности, в металлопромышленности, в текстильной промышленности, в химической секции Госплана, в лесной промышленности, в цементной промышленности, в электротехнической промышленности, в области топливо-снабжения, в энергетической промышленности, в энергетической военной промышленности, в энергетике транспорта, в Наркомате путей сообщения, «ленинградская группа», «профсоюз инженерно-технических работников», экономической группы в ВСНХ и др. [310].
Именно к отраслям, перечисленным в этой цитате, относились предприятия, которые нужно было построить для создания военной промышленности в восточных регионах страны. Для интеллектуального обеспечения строительства сложных объектов понадобились технические специалисты. Поэтому были организованы судебные процессы над людьми, чья единственная вина заключалась в обладании нужной специальностью. Эти процессы позволили НКВД создать в ГУЛАГе свои научно-технические центры — «шарашки». Это жаргонное слово было общим названием подобных секретных организаций. Официально их называли «Особые конструкторские бюро — ОКВ» или «Специальные технические бюро» и т. д. В этих организациях заключенные специалисты занимались техническим обеспечением строительства индустриальных объектов.

Но оказалось, что этого также недостаточно и что без помощи Запада Сталин таким путем ничего построить не может. Поэтому была начата мощнейшая операция по скупке западных специалистов, технологий, станков и целых заводов. Были созданы совместные проектные организации. Вся имеющаяся в государстве валюта от продажи хлеба и других ценностей, реквизированных у крестьян и других репрессированных слоев населения, была направлена на эти цели. Вот как расходовались эти гигантские средства.

«В феврале 1930 года между «Амторгом» и Albert Kahn, Inc. был подписан договор, согласно которому фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 млрд долларов (около 250 млрд долларов в сегодняшних деньгах). Поскольку полный список строек первых пятилеток в нашей стране не публиковался никогда, до сих пор неизвестно точное количество советских предприятий, спроектированных Каном, — чаще всего говорят о 521 или 571 объекте. В этот список, бесспорно, входят тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Сормове, Сталинграде; механические заводы и цеха в Челябинске, Подольске, Сталинграде, Свердловске; теплоэлектростанция в Якутске; прокатные станы в Новокузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сормове; 1-й Государственный подшипниковый завод в Москве и многое другое. Речь, впрочем, не идет о том, что Albert Kahn, Inc. с нуля проектировал каждый объект. Он всего лишь переносил в Россию готовые проекты американских заводов с американским же оборудованием. Фирма Aльберта Кана играла роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных (поначалу преимущественно американских) компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. По сути, через Кана в СССР тек мощный поток американской и европейской промышленной технологии, и все крупнейшие стройки в СССР при помощи связей Кана фактически стали всемирными. Так, технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Форда, строительный — американская компания Austin. Московский автозавод (АЗЛК) был построен в 1930 году тоже по образцу сборочных заводов Форда. Строительство 1-го Государственного подшипникового завода в Москве (ГПЗ-1), который проектировала компания Кана, осуществлялось при техническом содействии итальянской фирмы RIV. Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 году, сооруженный в США, размонтированный, перевезенный и всего за шесть месяцев собранный под наблюдением американских инженеров, был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм. Все проекты Альберта Кана в СССР, последовавшие за Сталинградским тракторным заводом, разрабатывались филиалом его фирмы, открытым в Москве и работавшим под руководством Морица Кана — брата главы компании. В этом филиале, носящем скромное русское название «Госпроектстрой», трудились 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников. В то время это было самое большое архитектурное бюро мира. За три года существования «Госпроектстроя» через него прошло более 4 тыс. советских архитекторов, инженеров и техников, изучивших американскую науку проектировать и строить. Кстати говоря, в то же время в Москве работало Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ) — точно такой же «производственно-учебный» филиал иностранной компании, только ее учредителем была немецкая Demag.» (Выд. — Авт.) [311]. Максим Рубченко. «Ура, у них депрессия!».
История, которая раскрывается в приведенной цитате, не имеет ничего общего с той, которую преподносила всем советская историография о героических стройках первых пятилеток. Эта реальная история стала приоткрываться только в последние годы, когда появились первые статьи о том, откуда Сталин получил первые новые великолепные заводы! Вот еще одна цитата, открывающая тайны проектирования сотен и даже тысяч новых заводов, построенных в 30-х годах.
«История советской промышленной архитектуры почти никогда не упоминала вместе имен Анатолия Фисенко и Альберта Кана. Несмотря на то, что технология ускоренного проектирования Альберта Кана, переработанная под руководством Анатолия Фисенко в метод поточно-конвейерного проектирования Госпроектстроя, а также разработанные здесь же основополагающие конструктивные решения и схемы компоновки промышленных узлов, а также принципы проектирования генеральных планов заводов-гигантов, оказались решающими для выполнения планов первых пятилеток и базовыми для нескольких последующих десятилетий. Именно на плечах Анатолия Степановича лежала гигантская по объему организационная работа, с которой он блестяще справился, осуществив ее в кратчайшие сроки и параллельно с выпуском огромных массивов проектной документации. В результате в отечественную практику промышленного проектирования были привнесены жесткие требования использования деталей и узлов повторного применения, принципы модульной координации, была отработана и законодательно утверждена идея стандартизации чертежей. Разработан списочный состав их обязательного комплекта — фундаменты, каркас, ограждающие конструкции и т.д.; определены их форматы — что в какую часть входит и проч. Отработаны и зафиксированы единые правила оформления рабочих чертежей и т.п. «Стандартизация» и «унификация» — понятия, ставшие сегодня в профессиональном обиходе почти бранными, — были жизненно необходимы в те годы для обеспечения, требуемых объемов промышленного строительства.
В Америке в фирме «Альберт Кан Инкорпорейтед» трудилось около 400 сотрудников, но, выработанная в ней, уникальная технология проектирования, позволявшая сокращать сроки разработки проектной документации промышленных объектов в десятки раз, накрепко связана с именем одного лишь Альберта Кана. […]Было ли все это персональным изобретением Альберта Кана или он лишь обобщил существовавший до него опыт, приведя его к единым принципам, — не важно. Важно то, что в СССР в тот период ничего подобного не было. Именно поэтому, в апреле 1929 г., руководитель Амторга С.Г. Брон подписывает с Альбертом Каном контракт о проектировании Сталинградского тракторного завода. Официальное название Амторга — «Амторг Трейдинг Корпорейшн» — советское торгпредство, уполномоченное представлять в США интересы ВСНХ и др. советских органов, имевших какие-либо экономические интересы в Америке. Будучи созданным 1 мая 1924 г., оно широкую деятельность развернуло с начала 1925 г., осуществляя закупки оборудования и техники, связанные с оборонной промышленностью и снабжением РККА, а также привлекая необходимых специалистов.
Проект Сталинградского тракторного завода, который с самого начала рассматривался как танковый, выполняется «Альберт Кан Инкорпорейтед» в рекордно короткие сроки — строительные конструкции изготавливаются в США, перевозятся в СССР и монтируются в течение шести месяцев. Как следствие, следующим заказом становится проект гигантского Челябинского тракторно-танкового завода. А в феврале 1930 г. Стройобъединение ВСНХ СССР заключает новый договор, согласно которому фирма А. Кана становится главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Согласно договору, в мае 1930 г. в Москву приезжает группа примерно из сорока сотрудников А. Кана и американский образец организации проектирования принимается за основу формирования общегосударственной системы проектного дела в СССР». [312]. М.Г. Меерович. «Альберт Кан в истории советской индустриализации».
Советские специалисты быстро перенимали западный опыт. Кроме того, через какое-то время валюта, полученная от ограбления крестьян, стала кончаться. В стране, лишенной главного производителя хлеба, начался голод. В результате от иностранной помощи пришлось отказываться. Но за несколько лет тесного сотрудничества удалось подготовить и своих специалистов мирового уровня и создать начальную промышленную базу для дальнейшей индустриализации.
«Пуск первой домны был назначен на 31 января 1932 года. Специалисты компании Arthur McKee во главе с вице-президентом Хайвеном заявили о нецелесообразности в тридцатиградусный мороз, при не полностью высушенной печи начинать плавку и советовали подождать до весны. Но из Наркомата тяжелой промышленности пришла санкция на пуск домны. В результате во время пуска сначала прорвало трубу на одном из колодцев, затем из кладки вдруг вырвались раскаленные газы. По воспоминаниям очевидцев, «возникла паника, кто-то крикнул “Спасайся, кто может!”. Положение спас заместитель управляющего Магнитостроя Чингиз Ильдрым, который, рискуя быть насмерть обожженным, кинулся к лебедке и остановил дутье». Эта авария послужила для советского правительства предлогом разорвать контракт с компанией Arthur McKee: американцы сделали свое дело и могли отправляться восвояси — дальше уже можно было обойтись без них. Ведь если шахту первой доменной печи русские рабочие под присмотром американцев выкладывали два с половиной месяца, то для подобной операции на второй печи потребовалось 25 дней, а для третьей — всего 20. Если в монтаже первой и второй домны участвовало более тысячи рабочих, то в монтаже четвертой — только 200 человек. Если на строительстве первой печи американские специалисты консультировали все виды работ — от бетонирования фундаментов до электромонтажа, то на второй домне — только монтажные работы, на третьей — только сборку загрузочных механизмов, а четвертая печь уже была полностью построена нашими инженерами. Домны фирмы McKee после проведения капитального ремонта работают на ММК и сегодня. А первый прокатный обжимно-заготовочный стан № 2 немецкой фирмы Demag проработал непрерывно с 1933-го до 2006 года». [311]. Максим Рубченко. «Ура, у них депрессия!».
Программа создания военной промышленности была программой долгосрочной. Поэтому новые промышленные предприятия, основным назначением которых был выпуск военной продукции, строились с таким расчетом, чтобы в мирное время они производили обычную продукцию. При их строительстве сразу закладывался принцип «двойного назначения». Характерным примером были тракторные заводы, которые в военное время сразу становились производителями танков. В случае начала войны на всех предприятиях вступали в действие мобилизационные планы, по которым немедленно происходил переход к производству военной продукции. Такие планы были на каждом предприятии. Так достигалась маскировка военной направленности как отдельных предприятий, так и программы индустриализации в целом.
«За годы советской власти привычным для многих советских людей и уже не особо привлекающим внимание стало знание о том, что на каждом из заводов мобилизационными планами предусматривался переход на выпуск военной продукции. Сегодня эта страница истории отечественной архитектуры дозрела до своей проверки и, возможно, коренного пересмотра. Потому что рассекреченные за давностью лет исторические факты свидетельствуют, что на Харьковском паровозостроительном заводе с самого начала планировалось производить танки «БТ» (типа «Кристи»); а на заводе им. Ворошилова в Ленинграде, и на заводе «Большевик» (с привлечением завода «Красный путиловец») изначально — танки «Т-26» (типа «Виккерс»); на Московском (2-й завод ВАТО) и Нижегородском заводах (Горьковский автозавод) — танкетки; на заводе «Большевик», Сталинградском тракторном — малые танки; на Челябинском тракторном, Харьковском паровозостроительном им. Коминтерна, Ижорском заводе (корпуса), предприятиях Авиапрома (двигатели), Харьковском тракторном — средние танки; на заводах «Экскаватор» (Урал), «Большевик», № 147 им. К.Е. Ворошилова — тяжелые; на Ярославском автомобильном и заводе АМО (Москва) — танки прикрытия.
Скорее всего, эти заводы уже с первых чертежей проектировались как военные, а гражданская компонента была «вшита» в них больше как маскировка и побочный фактор. Система «ассимилированного военно-гражданского производства», созданная в годы первых пятилеток в СССР (которая, собственно говоря, и именовалась «индустриализацией»), до сих пор остается нераскрытой страницей отечественной истории. Анализ того, как проектировщикам удавалось в кратчайшие сроки решать сложнейшие задачи совмещения в одном генплане двух очень разных технологий производства, соорганизовывать в единой пространственной структуре процессы перемещения разных контингентов людских потоков (обычных и «засекреченных») и передвижения различных видов грузопотоков (гражданских и военных), решать бытовые вопросы и при этом обеспечивать изоляцию «военного» от «гражданского» и т.п., позволит вычленить уникальный опыт, имеющий сегодня не просто академический исторический интерес, но и огромное педагогическое значение». [312]. М.Г. Меерович. «Альберт Кан в истории советской индустриализации».
Приведенные в этом параграфе цитаты позволяют понять, как с такой невероятной скоростью удалось на востоке страны создать мощнейшую военную индустрию. Теперь нам предстоит понять, кто же все это профинансировал, и кто — физически построил.




Цитируемая Литература


310. «Дело Промпартии.» Википедия, свободная энциклопедия. 24 окт. 2014, 03:27 UTC. 8 янв. 2015, 21:05 <http://ru.wikipedia.org/?oldid=66393295>
311. М. Рубченко, “Ура, у них депрессия!”, «Эксперт» № 1 (687), 28 декабря 2009, 23:10, 15 сент., 2015 <http://expert.ru/expert/2010/01/ura_u_nih_depressiya>
312. М.Г. Меерович, “Альберт Кан в истории советской индустриализации”. «Проект — Байкал» 2009, № 20. 23:10, 15 сент., 2015 <http://www.archi.ru/lib/publication.html?id=1850569787&fl=5&sl=2>



Copyright © 2016
, by INPUTMAX Ltd.
Registration № 1121073
All rights reserved. This book or any portion thereof may not be reproduced or used in any manner whatsoever without the express written permission of the publisher except for the use of brief quotations in a book review or scholarly journal.

Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя Inputmax Ltd.

No comments:

Post a Comment