10.1.3. Радикальная “смена курса”


Что же Сталин мог продемонстрировать западным странам, чтобы убедить их в том, что СССР отказался от имперских амбиций и коммунистическая угроза в одночасье исчезла? У Сталина для решения всех задач было одно универсальное средство. Этим средством был террор и репрессии против своих сограждан. Новые тактические задачи определили выбор нового объекта для репрессий.

Как доказать, что Сталин перестал быть коммунистом?
— Надо острие репрессий направить против старой ленинской гвардии коммунистов.
Как доказать, что Сталин отказывается от поддержки Коминтерна?
— Надо острие репрессий направить против лидеров Коминтерна.
Как доказать, что Сталин отказывается от коммунистической идеологии?
— Надо провести публичные процессы против лидеров коммунистического движения, и добиться их юридического осуждения перед лицом всего мира.
Как доказать, что Красная Армия не представляет больше угрозы для других экономически сильных стран?
— Надо острие репрессий направить против руководящего состава Красной Армии.

Но это все означает, что террор надо было начать против тех, на ком держалась советская власть.
Как же произвести такой разворот и при этом сохранить свою власть в стране?
Рядом со Сталиным у власти стояли матерые революционеры, которые прекрасно разбирались во всех нюансах партийной, революционной и идеологической борьбы. Прекрасно понимали они и сталинские методы решения проблем. В случае появления опасности они могли дать полноценный отпор Сталину.
Как же нейтрализовать высшее руководство страны и партии и не позволить ему дать отпор намерению Сталина с ним расправиться?
— Террор, который до этого производился тайно, должен принять более открытую форму, с опорой на средства массовой информации и на «поддержку народа».
— Надо развязать шпиономанию, и объявить о раскрытии широкомасштабного заговора против советской власти. Руководители НКВД, которые не сумели раскрыть эти «заговоры», также должны были быть подвергнуты репрессиям. На смену старым кадрам должны были прийти новые — абсолютно преданные лично Сталину.

Новая волна репрессий, в отличие от репрессий, которые проводились до этого, должна была широко освещаться в прессе и опираться на обстановку шпиономании в стране. Это должно было решить две задачи. Главная задача — убедить Запад, что Сталин является обычным диктатором, который боится за свою жизнь и пытается избавиться от сильных руководителей в своем окружении. Все мысли этого диктатора направлены на то, чтобы сохранить свою личную власть в стране. Ни другие страны, ни коммунистические идеи Сталина больше не интересуют. Такой Сталин для западных стран опасности не представляет, и они могут спокойно решать между собой свои проблемы, не оглядываясь на СССР. Вторая задача — не дать возможность объединиться и выступить против Сталина ближайшим «соратникам», тем, кто понимал, что происходит в стране. Малейшая попытка это сделать становилась для них смертельно опасной. Над всеми руководителями страны повисла угроза быть обвиненным в участии в заговоре против советской власти с очевидным результатом «расследования».

Сталин задумал гигантскую театральную постановку, которая была рассчитана всего на несколько зрителей на Западе. Она должна была убедить этих зрителей в том, что СССР меняет свой курс. Цена этой постановки — уничтожение огромного числа высших и средних руководителей СССР.

Для осуществления этой гигантской операции было разработано несколько мероприятий.

Первым мероприятием стали репрессии против видных членов ВКП(б). Эти действия были направлены на создание у Гитлера иллюзии, что Сталин намерен выполнить его условия и что он стремится избавиться от своих соратников по коммунистической партии. Главный удар Сталин нанес по коммунистам с дореволюционным стажем в партии. Причем главной идеологической целью был выбран Троцкий и его сторонники. Троцкий был одним из самых крупных идеологов международного коммунистического движения, поэтому борьба с ним указывала на отход Сталина от коммунистической идеологии. Репрессии против «сторонников» Троцкого должны были подтвердить эту версию. С середины 1936 года начались открытые процессы против известных деятелей Коммунистической партии. Эти процессы широко освещались в прессе и в стране, и за границей. Процессы обычно кончались расстрелом подсудимых. Следующей мишенью стали представители зарубежных компартий, проживавшие в СССР, сотрудники Коминтерна, высокопоставленные сотрудники НКВД и сотрудники разведки (отдел иностранных операций ИНО НКВД). Репрессии против этих групп должны были убедить Гитлера в том, что Сталин решил отойти от идей коммунизма, вызывавших у Гитлера стойкое неприятие.

Вторым мероприятием стала гигантская операция по дезинформации военного руководства Германии и Западной Европы. НКВД через своих агентов во Франции забросил в Германию информацию о наличии в СССР заговора группы высших офицеров, настроенных против Сталина. Немецкая разведка клюнула на это сообщение и решила эту информацию дополнить и подбросить обратно Сталину, чтобы скомпрометировать высшее командование РККА в его глазах. Сталин, получив обратно свою же фальшивку, отнесся к ней предельно серьезно. В результате высшее командование РККА было Сталиным методично уничтожено. Цель, которая стояла в этой операции перед Сталиным, была совсем не тривиальна. Сталин хотел добиться, чтобы все в Европе, а главное Гитлер, забыли об угрозе, исходящей от СССР. А лучшим доказательством отсутствия военной угрозы является слабая армия. Обезглавив армию, Сталин сделал ее слабой! Кроме того, Сталин показал всей Европе, что во главе страны стоит сумасшедший диктатор, который боится своей армии и думает только о том, как сохранить свою власть и ради этого готов уничтожать своих лучших офицеров. Такая страна для Германии не опасна. А если этот диктатор боится Гитлера, если он готов выполнять его условия, если готов верить любой глупости, которую Гитлер ему подкинет, то это уже не только не опасный противник, это готовый партнер! Донести эти мысли до Гитлера и было целью этой гигантской операции.

Третьим мероприятием стал отход от пропаганды коммунистических идей в сторону поддержки патриотических идей. Этот тактический маневр дополнял критику троцкистов. Сталин медленно смещал акцент в пропаганде от коммунистических идей в сторону продвижения идей патриотизма. Себя Сталин также стал позиционировать как лидера нации и страны, а не как лидера коммунистов. Крупным событием, обозначившим начало этого поворота, стало принятие новой «Сталинской конституции» в декабре 1936 года. Из этой Конституции исчезли все упоминания об идеях присоединения новых советских республик, которые были в Конституции 1924 года. Новая Конституция демонстрировала отказ СССР от экспансионистских планов Коминтерна и отказ от продвижения коммунистической идеологии на весь мир.

Эти три мероприятия стали содержанием первого этапа Большой игры Сталина.

Первое и второе мероприятия вошли в историю под названием Большой террор. Политика Большого террора сопровождалась постепенным отходом от коммунистической идеологии. Сталин демонстрировал, что он выполняет условия Гитлера, что он копирует его политику, что он признает лидерство Гитлера и Германии и стремится к сближению с Германией. Эта была политика демонстрации всему миру, что во главе СССР стоит слабый диктатор, который заботится только о сохранении личной власти, что идеи захвата других стран и распространения коммунизма остались в прошлом, а после репрессий среди высшего командования РККА армия осталась без профессионального руководства и угрозы для Европы больше не представляет. Это должно было разрушить идею создания мирового антикоминтерновского блока. Поскольку Коминтерн без поддержки СССР угрозы миру не представлял. Соответственно, идея антикоминтерновского блока становилась не актуальной. Конечной же целью такой политики было заключение политического договора о сближении с Германией, который бы открывал последней дорогу к слому Версальского мира. Это была политика по сталкиванию Германии с демократическими странами Европы и создания условий для начала новой мировой войны.

Новая волна сталинских репрессий должна была решить и другие тактические задачи, смысл которых становится ясным в свете подготовки к приближающейся войне. Вот эти задачи.
  • Наличие у СССР сильной армии могло привести Англию и другие европейские государства в антикоминтерновский блок. Если Красная Армия опасности не представляет, то эта угроза снимается. На западе рассуждали так: “Раз Сталин уничтожает офицеров, то, значит, воевать он не собирается. Кроме того, после уничтожения лучших офицеров Красная Армия опасности для западных стран не представляет”.
  • Сталин стремился избавиться от своих соратников с предреволюционным стажем. А также от многих соучастников и исполнителей его преступных приказов. Причина этого была проста. Они слишком много знали. Они знали Сталина, они могли начать задавать ему неудобные вопросы в связи с его новой политикой. Среди них было много бывших членов оппозиции, которые могли начать против него борьбу. В той игре, которую начинал Сталин, этого допустить было нельзя. С этого момента ему нужна была не партия — нужны были исполнители его воли. Большую игру он собирался вести в одиночестве, чтобы никакой утечки информации не было. В этой игре Сталин обманывал всех. И своих сторонников в первую очередь. К руководству партией, страной и армией Сталин планировал привести своих выдвиженцев. Тех, кто будет готов не обсуждая выполнять его волю.
  • Легкий успех «операции немецкой разведки» по ликвидации высшего руководства Красной Армии не мог не привлечь внимания Гитлера к возможности победоносной войны против СССР. Этим Сталин подготавливал операцию по Принуждению Гитлера к агрессии против СССР.
  • Сталин готовил страну к войне. Причем местом действия этой войны должна была стать территория СССР. Поэтому для Сталина было важным добиться от населения полной покорности. Это стало причиной того, что репрессии против узкой группы высшего руководства партии, армии и НКВД Сталин дополнил репрессиями против «неблагонадежных» наций, переселив их с мест проживания вблизи границ СССР в районы проведения индустриализации. Такая же операция была проведена и против «неблагонадежных» граждан. Целью этих операций было пополнить ГУЛАГ рабочей силой и добиться тотального страха всего населения СССР перед правящим режимом.
  • Переход в идеологии от интернационализма к патриотизму и представление Сталина, в первую очередь, как национального лидера, а не как лидера коммунистов. Такой переход был направлен на подготовку населения страны к приближающейся войне. Для войны на своей территории, которую готовил Сталин, больше подходили патриотические идеи, а не идеи продвижения социализма в другие страны.
Репрессии против всех выделенных групп Сталин хотел провести одновременно и достаточно быстро, чтобы вслед за этим перейти ко второму этапу операции Большая игра — к дипломатической игре с будущими участниками мировой войны.


Copyright © 2016, by INPUTMAX Ltd.

Registration № 1121073
All rights reserved. This book or any portion thereof may not be reproduced or used in any manner whatsoever without the express written permission of the publisher except for the use of brief quotations in a book review or scholarly journal.

Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя Inputmax Ltd.


No comments:

Post a Comment