10.1.2. Ловушки Сталина


Всего через неделю после заключения пакта, в сентябре 1939 года Гитлер напал на Польшу и немедленно оказался в состоянии войны с Англией и Францией. Ловушка Сталина сработала, и мировая война началась. Эти события были подробно рассмотрены в главе 4. Но оказалось, что это была только первая ловушка. За ней была скрыта вторая. Изначальный замысел Сталина был очень глубоким и коварным.
В чем же состояла вторая ловушка, которую Сталин заготовил для Гитлера?
После заключения договора с СССР Гитлер должен был (по расчету Сталина) начать действовать в Европе без оглядки на Англию и Францию, и это должно было привести Германию к войне с ними. Однако пикантность ситуации заключалась в том, что «другом», который гарантировал Германии поддержку в этой войне, выступал СССР, который к этому времени уже выбрал Германию в качестве своего будущего противника. А теперь задумаемся над вопросом, что будет делать Германия, если вдруг ее «друг» сам начнет угрожать Германии войной? Как сможет она на это отреагировать?
В этой ситуации у Германии не будет никаких возможностей для дипломатических маневров, поскольку конфликт с могущественными странами Европы — Англией и Францией — уже отрезал ее от возможности использовать их для своей защиты от СССР! Союзники Германии — Италия и Япония ничем ей помочь не смогут — эти страны находятся слишком далеко от границ Германии и СССР. Поэтому Германия от такой угрозы вынуждена будет защищать себя самостоятельно!
А что если Сталин создаст для Германии смертельную военную угрозу?
В этом случае у Гитлера единственно возможной защитой от восточного «друга» сможет стать план молниеносного встречного удара по скоплению угрожающих Германии войск СССР. Этим планом и стал план «Барбаросса» — план «неожиданного нападения» на СССР!
Гитлеровский план «неожиданного нападения» на СССР Сталин начал готовить еще в 1936 году, когда через Канделаки он начал продвигать идею «мирного договора» с Германией! Вот мнение В. Роговина по этому вопросу.
 «В апреле 1937 года Канделаки привез в Москву обсужденный им с некоторыми немецкими официальными лицами проект предварительного соглашения о заключении советско-германского договора, во многом предвосхищавший положения пакта “Молотов-Риббентроп”». [329]. В. Роговин. «Мировая революция и мировая война».
Идея заключения договора с агрессором, пытающимся избавиться от пут Версальского договора, уже содержала в себе как первую, так и вторую ловушку Сталина. Первая ловушка сработала 3 сентября 1939 года, а вторая — 22 июня 1941. Подробности того, как Сталин провел эти операции, мы разобрали в главах 4 и 5. Теперь рассмотрим тот момент, когда политические предпосылки для Большой игры Сталина только начали формироваться.
18 марта 1935 года Германия официально в одностороннем порядке частично денонсировала Версальский договор. Это сразу поставило будущее Европы под угрозу, поскольку границы европейских государств определялись именно этим договором. Соответственно, у Сталина возникла объективная возможность начать свою игру. Задачей игры было спровоцировать Гитлера на активные действия по разрушению Версальского мира и по пересмотру границ в Европе. Это был наиболее прямой путь к мировой войне. Поддержка Гитлера в этот момент означала провоцирование войны в Европе. Поэтому курс Сталина был предопределен. Сталин начал борьбу за подписания с Германией договора о дружбе. Курс на дружбу с Германией и стал началом Большой игры.
С этого момента начался поиск путей сближения с Германией, который и был целью миссии Канделаки. Однако, оказалось, что в лоб эта задача не решается! Антикоммунистический настрой Гитлера, да и всей Европы, США и Японии был столь велик, что противоречия между этими странами отступали на второй план перед угрозой коммунизма и военной мощи СССР. Германия на союз с СССР идти не собиралась. Но в ходе миссии Канделаки Гитлер невольно сам подсказал Сталину путь к решению этой задачи. Этот путь Сталин смог увидеть в тех условиях, которые Гитлер поставил Сталину в ответ на его предложения о сближении.
Сталин решил продемонстрировать, что он готов выполнить условия Гитлера!
Такое решение означало, что Сталин должен был убедить Гитлера, что он действительно намерен отказаться от коммунизма, от Коминтерна, от намерения расширять коммунистическую империю. Это были базовые идеи, на которых строился СССР с момента своего образования, поэтому условия, сформулированные Гитлером, являлись всего-навсего формой, в которую был облачен негативный ответ на предложение Сталина. То, что Сталин всерьёз станет рассматривать эти условия, никто в Германии и не предполагал. Поэтому убедить Гитлера и его окружение в том, что Сталин больше не придерживается коммунистических взглядов, а СССР больше не поддерживает Коминтерн и не угрожает всему миру, косметические меры не могли. Сталин должен был продемонстрировать Гитлеру убедительные доказательства изменения его внешней и внутренней политики. Для этого требовалось продемонстрировать что-то очень весомое.
Для Сталина целью новой политики был договор с Германией. Без договора с Германией он не мог «зарядить» ловушки для Гитлера. Но чтобы добиться от Гитлера согласия подписать договор необходимо было решить две тактические задачи.
  • Во-первых, убедить Западную Европу, Германию и Гитлера в слабости СССР. Весь мир должен быть убежден, что СССР не только не собирается ни на кого нападать, но и вообще не является игроком в европейской политике.
  • Во-вторых, убедить Гитлера в своем искреннем желании выполнить его условия.
В 1936 году Гитлер на переговоры с СССР не пошел. Возросшая военная мощь СССР и его активные действия по распространению своего влияния через Коминтерн воспринимались в Европе как серьёзная угроза. Это привело к тому, что Германия начала активно формировать антикоминтерновский блок. Советская угроза могла объединить европейских игроков и заставить их забыть о своих противоречиях. Такое развитие событий представляло для Сталина главную опасность.
С другой стороны, в случае слабости СССР в военном отношении, европейские игроки могли начать действовать без оглядки на СССР, что ставило бы их внутренние противоречия на первое место по отношению к советской угрозе. В этом и состоял расчет Сталина. Выполнение первого условия совместно с демонстрацией намерения следовать в фарватере указаний Гитлера (второе условие) открывало Сталину дорогу к подписанию договора с Германией. Со «слабым» Сталиным, идущим вслед за указаниями Гитлера и признающим его лидерство, искомый договор мог быть заключен. Так Сталин начал готовить двойной капкан для Гитлера.
Чтобы открыть дорогу к заключению договора с Гитлером и помешать реализации опасного объединения западных стран против СССР на основе антикоминтерновского пакта, Сталин наметил две тактические задачи, выполнение которых стало целью первого этапа «Большой игры».
  • Убедить страны Западной Европы в том, что СССР в военном отношении слаб и угрозы для Западной Европы не представляет.
  • Продемонстрировать, что Сталин отходит от коммунистических идей. Этот этап вошел в историю под названием «Большого террора».

Цитируемая Литература



329. В. Роговин, «Мировая революция и мировая война», 23:00, 16 сент. 2015 <http://militera.lib.ru/research/rogovin1/02.html>







Copyright © 2016
, by INPUTMAX Ltd.

Registration № 1121073
All rights reserved. This book or any portion thereof may not be reproduced or used in any manner whatsoever without the express written permission of the publisher except for the use of brief quotations in a book review or scholarly journal.

Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя Inputmax Ltd.


No comments:

Post a Comment