11.2. Дух Тамерлана


Начало периоду побед положила Сталинградская битва. Гитлера поражение в Сталинградской битве потрясло. Впечатление, которое это поражение произвело на Гитлера и его окружение, описал Альберт Шпеер, имперский министр вооружений и один из ближайших соратников Гитлера, проведший после Нюрнбергского процесса 20 лет в тюрьме Шпандау:
«Сталинград нас потряс — даже не в первую очередь трагедией солдат 6-й армии, а тем, что подобная катастрофа могла приключиться под командованием Гитлера. До этого любой неудаче можно было противопоставить успех, который уравновешивал все потери, жертвы и поражения или, по крайней мере, позволял о них не думать. В первый раз мы потерпели поражение без эквивалента взамен». [340]. А. Шпеер. «Воспоминания».
Это поражение продемонстрировало, что в своей оценке силы и возможностей Красной Армии Гитлер допустил фундаментальную ошибку.
«Поздней осенью 1942 г. во время одной из «ситуаций» Гитлер с триумфом заявил: “Теперь русские уже посылают своих кадетов на фронт. Это недвусмысленное свидетельство того, что они на пределе. Подрастающим поколением офицеров жертвуют только тогда, когда уже ничего не осталось”.
Несколькими неделями позднее, 19 ноября 1942 г., до Гитлера, перебравшегося незадолго перед тем в Оберзальцберг, дошли первые донесения о крупном зимнем наступлении русских, которому через два с небольшим месяца суждено было завершиться капитуляцией наших войск в Сталинграде. После интенсивной артиллерийской подготовки значительные силы Советов прорвали под Серафиновым (имеется в виду Серафимович — В.И.) позиции румынских дивизий. Гитлер попробовал объяснить катастрофу презрительными отзывами о низких боевых качествах своих союзников, да и вообще преуменьшить ее масштабы. Но почти сразу же русским удалось нанести удары и по немецким дивизиям, фронт начал разваливаться.
Он расхаживал по большому залу Бергхофа взад и вперед: “Наши генералы снова повторяют свои старые ошибки. Они всегда переоценивают силы русских. По всем фронтовым сводкам видно, что у противника не хватает людского материала. Они ослаблены, они потеряли слишком много крови. Но такого рода сводки никто, разумеется, не желает принимать во внимание. Вообще! А русские офицеры имеют такую скверную подготовку, что с ними совсем невозможно организовать наступление. Мы-то знаем, что для этого нужно! Рано или поздно русский остановится — выдохся! Тем временем мы подбросим туда несколько свежих дивизий, и они снова восстановят порядок”. В уединенности Бергхофа он не понял, что надвигается». (Там же).
Уверенность Гитлера в слабости Красной Армии, которую Сталин внушал Гитлеру с 1937 года, предрешила это поражение. Гитлер так и не смог расстаться с созданной Сталиным иллюзией, несмотря на то, что войну он вел уже полтора года, хотя изначально планировал потратить на нее всего несколько месяцев!

В отличие от Гитлера Сталин к планированию своих операций относился основательней. И прежде чем перейти к анализу периода побед, которому посвящена эта глава, мы остановимся на малоизвестной истории, которая обычно рассказывается с налетом мистики и, на первый взгляд, никак не связана с ВОВ и тем более с планами Сталина. Однако наша концепция позволяет взглянуть на эту историю под совершенно другим углом и увидеть через нее, насколько глубоко и всесторонне Сталин обдумывал и готовил свои операции.

19-20 ноября 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, произошло малозаметное событие в далеком Самарканде. Прах великого Теймура, более известного под именем Тамерлан, был заново захоронен в мавзолее Гур-Эмир. Это было завершением таинственной истории вскрытия могилы Тамерлана. Могила была вскрыта 21 июня 1941 года. На следующий день Гитлер напал на СССР и началась Великая Отечественная война.

Эта история до сих пор привлекает внимание исследователей и любителей мистики. Вот как различные источники описывают события, которые сопровождали вскрытие могилы Тамерлана.

Вот как эти события описал И. Бунич в книге «Золото партии».
«В мае 1941 года большая команда московского НКВД, сопровождаемая экспертами ленинградского Эрмитажа, выехала в Самарканд для вскрытия гробницы. Хранитель мемориала, восьмидесятилетний Масуд Алаев, придя в ужас, показал приезжим предостерегающую надпись, выбитую на гробнице еще в 1405 году — в год смерти легендарного Тимура. Надпись предупреждала, что тот, кто осмелится потревожить покой усопшего властелина и вскрыть гробницу, выпустит на свою страну страшных демонов опустошительной войны. На всякий случай, чтобы перестраховаться, об этом доложили в Москву. Оттуда быстро пришел приказ: Алаева арестовать за распространение ложных и панических слухов, гробницу вскрыть незамедлительно. 19 июня 1941 года огромная плита из зеленого нефрита, закрывающая саркофаг Тамерлана, была поднята, о чем на весь мир поведало сообщение ТАСС. В сообщении, в частности, с иронией говорилось: “Популярная легенда, существующая поныне, уверяет, что под плитой гробницы скрывался дух ужасной, опустошительной войны, который не следовало бы выпускать на волю”. Это сообщение перепечатали многие газеты, включая “Ленинградскую правду” от 21 июня 1941 года». [342].
Эта же история в устах наиболее известного ее популяризатора — участника экспедиции по вскрытию могилы Тамерлана — Малика Каюмова была представлена так.
«Вошёл в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалёку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: “Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумали?”. А я возьми, да и скажи: “Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные — никуда!”. Шуткой решил свой страх отогнать. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку ещё больше нахмурились. А тот, что заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: “Вот смотри, сынок, что в этой книге написано. «Кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные»” […]
 Рис. 11.2.1. Статья из газеты «Известия» от 22.06.1941 г.

 Рис. 11.2.2. Статья из газеты «Известия» от 19.06.1941 г.
Он [Малик Каюмов] решил рассказать остальным, и его подняли на смех. Это было 20 июня. Учёные не послушались и вскрыли могилу, и в этот же день началась Великая Отечественная война. Никто не смог найти тех старцев: хозяин чайханы сказал, что в тот день, 20 июня, он видел стариков в первый и последний раз.

Вскрытие гробницы Тамерлана было произведено в ночь на 20 июня 1941 года. Позднее, в результате исследования черепа полководца, советским учёным-антропологом М.М. Герасимовым была воссоздана внешность Тамерлана. [...]
По словам Каюмова, он, будучи на фронте, добился встречи с генералом армии Жуковым в октябре 1942 года, объяснил ситуацию и предложил вернуть прах Тамерлана обратно в могилу. Это было осуществлено 19–20 ноября 1942 года; в эти дни произошёл перелом в Сталинградской битве». [343].

Существует и другое свидетельство о том же самом эпизоде с книгой старцев. Оно принадлежит К.С. Айни — сыну писателя С. Айни, участвовавшего в раскопках вместе с М. Каюмовым. Продолжим цитирование по Википедии.
«Другая версия событий, принадлежащая Камалу Садреддиновичу Айни (сыну писателя, участвовавшего в раскопках), была опубликована в 2004 году. Согласно ей, книгу датировали концом XIX века, а Каюмов не знал фарси, поэтому не понял содержания разговора и посчитал, что Айни накричал на старцев. Слова, написанные по-арабски на полях, — «это традиционные изречения, которые аналогично имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина и др., чтобы уберечь захоронения от искателей лёгкой наживы, ищущих ценности в могилах исторических личностей», о чём и заявил старикам.“Когда все вышли из склепа, я увидел трёх старцев, разговаривавших по-таджикски с отцом, с А.А. Семёновым и Т.Н. Кары-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то старинную книгу. Он раскрыл её и сказал по-таджикски: «Вот эта книга старописьменная. В ней сказано, что, кто тронет могилу Тимурлана, всех настигнет несчастье, война». Все присутствующие воскликнули: «О, Аллах, сохрани нас от бед!». С. Айни взял эту книгу, надел очки, внимательно просмотрел её и обратился к старцу по-таджикски: «Уважаемый, вы верите в эту книгу?»
Ответ: «Как же, она ведь начинается именем Аллаха!». С. Айни: «А что за книга это, вы знаете?». Ответ: «Важная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий». С. Айни: «Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего „Джангнома“ — книга о битвах и поединках, сборник фантастических рассказов о неких героях. И эта книга составлена всего лишь в недавнее время, в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тимурлана, написаны на полях книги другой рукой. Кстати, вы наверняка знаете, что по мусульманским традициям вообще считается грехом вскрывать могилы и священные места — мазары. […]. Но ради научных целей в разных странах, как и у нас, вскрывали древние могильники и могилы исторических личностей. Вот ваша книга, изучайте её и думайте головой».
Книгу взял в руки Т.Н. Кары-Ниязов, внимательно просмотрел её и в знак согласия с С. Айни кивнул головой. Затем взял книгу в руки Малик Каюмов, которого все там называли «суратгир» (фотограф). И я увидел, что он перелистывает страницы не от начала книги, как положено справа налево, а, наоборот, по-европейски слева направо”». Из дневника С. Айни. [343].
В этой истории, если отвлечься от мистики, поражает несколько фактов.
Во-первых, что работы по вскрытию могилы Тамерлана, интерес к которой ученые проявляли с 1926 года, начались только в мае 1941 года, в момент напряженной подготовки к войне, когда, казалось бы, Сталину было не до исторических изысканий. Однако, есть свидетельство, что именно он жестко определил время начала работ: «Работы по вскрытию гробницы Тимура в Самарканде начать не позднее мая». Вот что по этому поводу писала «Комсомольская правда».
«На документах об организации вскрытия саркофага Тимура, подготовленных специалистами Ленинградского государственного Эрмитажа, рукой вождя написано: «Работы по вскрытию гробницы Тимура в Самарканде начать не позднее мая [1941 года — Авт.]. И. Сталин». [341]. А. Моисеенко. «Верил ли Сталин в проклятие Тамерлана?».
Зачем же Сталину понадобилось срочно вскрывать могилу Тамерлана, покоившегося в ней с 1405 года, «не позднее мая 1941 года»!?

Во-вторых, новости о ходе работ по вскрытию захоронения распространялись в виде сообщений ТАСС, то есть как важнейшие мировые новости! Вскрытие могилы в мусульманской традиции считается смертельным грехом. Если Сталин хотел просто вскрыть могилу в научных целях или для поиска сокровищ, ему совершенно не нужно было об этом сообщать всему миру.
Зачем Сталин открыто объявил, что Советское государство взяло на себя смертельный грех и вскрыло гробницы тимуридов?
В-третьих, поражает дата публикации главного сообщения о вскрытии могилы Тамерлана в центральных газетах — 22 июня 1941 года, точно совпадающая с датой начала ВОВ. Это сообщение шло по линии ТАСС, что означает не только его повышенную значимость, но и то, что оно распространялось не только через сеть центральных газет в СССР, но и через зарубежные посольства в СССР, а также за рубежом.

В-четвертых, одновременно с сообщениями о вскрытии могилы давалась информация о том, что с могилой Тамерлана связана легенда о начале большой войны.
«В сообщении [ТАСС — Авт.], в частности, с иронией говорилось: “Популярная легенда, существующая поныне, уверяет, что под плитой гробницы скрывался дух ужасной, опустошительной войны, который не следовало бы выпускать на волю”». [342].
И в точном соответствии с этим предсказанием такая война началась. Это не могло не произвести сильнейшего впечатления.

В-пятых, 19-20 ноября 1942 года прах был захоронен вновь, и этот момент стал переломным в войне с Германией. Поражения сменились победами.

Вот эти пять фактов и составляют объективную базу Легенды о могиле Тамерлана, которая по сей день вызывает живой интерес и даже стала сюжетом большого фильма «Проклятие Тамерлана», который несложно найти в интернете [344].

Заметим еще раз, что сама легенда о том, что вскрытие могилы приведет к войне, распространялась одновременно с информацией о ее вскрытии. В истории о трех стариках, которые показали участникам экспедиции запись в древней книге и которых больше никто никогда не видел, как и самой древней книги, следует учесть, что работы по вскрытию могил проводились по личному указанию Сталина и при постоянном наблюдении и участии сотрудников НКВД. Поэтому трудно представить, что бесконтрольные старики могли появиться, а главное, потом исчезнуть без ведома этих сотрудников. Фактом является то, что на место вскрытия могил пришли три старика с книгой, чтобы рассказать эту легенду. Причем высокообразованный С. Айни сразу сумел разглядеть в книге подделку под древний текст:
«Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего “Джангнома” — книга о битвах и поединках, сборник фантастических рассказов о неких героях. И эта книга составлена всего лишь в недавнее время, в конце XIX в. А те слова, что вы говорите о могиле Тамерлана, написаны на полях книги другой рукой».
Но интересно, что несмотря на разъяснение С. Айни, ТАСС в своем сообщении пересказывает предсказание книги и стариков о грядущей войне. Зачем? За распространение панических слухов о войне после Сообщения ТАСС от 13 июня 1941 года можно легко было получить срок. А тут ТАСС распространяет такие слухи. Значит, без высокой санкции тут дело не обошлось. Рассказ М. Каюмова выглядит явной попыткой придать всей истории сверхъестественное звучание. Старики у него «похожи друг на друга, как родные братья», «Никто не смог найти тех старцев: хозяин чайханы сказал, что в тот день, 20 июня, он видел стариков в первый и последний раз» — все это литературные приемы, которые выдают намерение автора. Роль М. Каюмова вообще вызывает подозрение. В этой истории он выступает свидетелем не только вскрытия, но и чуть ли не инициатором захоронения праха Тамерлана, давшим совет самому Сталину через Жукова. Это выглядит просто анекдотом. Но тем не менее просто так, всуе подобных историй никто ни рассказывать, ни тиражировать не решится.
Что же означает вся эта история в свете нашего расследования?
Если исходить из того, что Сталин о готовящемся нападении Гитлера на СССР не знал, то у этой истории нет никакого разумного объяснения. Но если этот ошибочный тезис убрать, то вся история приобретает совершенно другую окраску, в которой для мистики, увы, места не остается. Возникает всего лишь еще одна театральная постановка Сталина, свидетелями которых мы уже были не раз.

Сталин знал о предстоящем нападении Гитлера все. По сути, он сам его готовил и отслеживал все шаги Гитлера, ожидая его нападения и делая все, чтобы обеспечить этому нападению успех. Это было доказано в предыдущих главах.
Тогда в чем же состояла суть этой сталинской постановки?
Ее можно представить себе примерно так.

Глупые ученые не послушались пророчества мудрых стариков, вскрыли могилу страшного завоевателя Тамерлана и выпустили на волю дух войны. Этот дух привел на Русь Черную непобедимую силу, которая, несмотря на всю мощь Красной Армии, неудержимо двигалась вглубь России. Но Великий вождь Сталин понял, в чем скрыта тайная сила врага. Он понял, какую страшную ошибку совершили глупые ученые. И в ноябре 1942 года Великий Сталин расправился с духом Тамерлана, захоронив его останки. Так Сталин спас Великую Русь от гибели. С этого момента темная сила духа войны покинула врага. И поражения Красной армии сменились Великими Победами.
Это в общих чертах. Скорее всего, Малик Каюмов был частью этой постановки, как и три старика с книгой. Детали сценария этой постановки не так существенны. Важно другое. Эта история говорит о том, что Сталин решил связать начало и конец «периода поражений» с некими событиями, имеющими мистическое звучание. Кроме того, существенно, что эта история является независимым подтверждением следующих утверждений.

  1. Сталин знал точную дату нападения Гитлера и отметил эту дату вскрытием могилы Тамерлана.
  2. Сталин знал точную дату конца периода поражений и перехода к политике побед и отметил эту дату захоронением останков Тамерлана (19-20 ноября 1942 года). Это полностью подтверждает наш анализ и нашу трактовку событий первого этапа войны.
Естественным, конечно, является вопрос:
Зачем же Сталину нужно было разыгрывать этот спектакль?
На этот вопрос у автора нет однозначного ответа.

Эта история ассоциируется с историей Катынского расстрела. Обе эти истории указывают на то, что Сталин планировал будущую войну задолго до ее начала. Но у этой истории, в отличие от истории Катынского расстрела, которая имела продолжение и развитие в течение всей войны, дальнейшего развития не было. Поэтому можно только догадываться и строить предположения о связанных с ней намерениях Сталина. Наиболее вероятной представляется версия, что Сталин играл на склонности Гитлера к мистике, чтобы дать ему знак, что час для нападения пробил. Потусторонние силы на его, Гитлера, стороне! Такой «мистический» знак мог стать последней каплей, которая склонила бы чашу весов в нужную сторону и привела бы Гитлера к решению о нападении на СССР. При завершении периода поражений Сталин захоронил прах Тамерлана, и немедленно военная удача покинула Гитлера. Так Тамерлан становился психологическим оружием воздействия Сталина на Гитлера, своего рода агентом влияния Сталина. Эту версию косвенно подтверждает использование ТАСС для распространения, в принципе, сугубо научной информации о ходе раскопок. Только через ТАСС эта информация немедленно становилась доступной посольствам и информационным агентствам зарубежных стран, и Гитлер, таким образом, мог ее получить еще до нападения на СССР, то есть в тот момент, когда он принимал окончательное решение.

Но это только наши соображения или, так сказать, домыслы. Доказательств, что действия Сталина по вскрытию могилы и дальнейшему захоронению были направлены именно на это, у нас нет.

Но цель Сталина в этой истории большого значения не имеет. Существенно другое. Эта история показывает, насколько тщательно Сталин продумывал планы своих операций, используя даже совершенно неординарные методы воздействия на сознание. Это могло быть воздействие на сознание Гитлера, а могло быть и воздействие на религиозное сознание населения страны. Перед войной Сталин готовился к началу очень сложного периода. Периода длительного отступления. И он искал и создавал различные образы для психологического воздействия не только на сознание Гитлера или западных правителей. Он искал образы для воздействия на общественное сознание в своей стране. Вот ассоциации, которые были даны народу в первые же часы войны. Нашествие Наполеона, коричневая чума, песня «Священная война», плакаты «Родина-мать». Все это примеры художественных образов, заранее заготовленных Сталиным к моменту нападения Гитлера. Об этом писал Суворов в своей книге «День М». Возможно, не все из этих заготовок были использованы в дальнейшем. В частности, «Дух Тамерлана» востребован не был. Хотя в этой истории был заложен большой потенциал. Так существует легенда, что в 1395 году Москву от нашествия Тамерлана спасла икона Владимирской Божией Матери, которую для защиты города принесли в Москву из Владимира. Учитывая, что в сентябре 1943 года Сталин начал активно возрождать церковь, то, возможно, что в 1941 году он уже обдумывал эти планы и проект «Дух Тамерлана» мог быть частью и этих будущих планов.

Цитируемая Литература

340. Альберт Шпеер, «Воспоминания». 18 сен 2015, 14:10 <http://militera.lib.ru/memo/german/speer_a/text.html#02>
341. А. Моисеенко, «Верил ли Сталин в проклятие Тамерлана», (23 Ноября 2004) Комсомольская правда. 18 сен 2015, 14:10 <http://www.kp.ru/daily/23409/34328>
342. И. Бунич, «Золото партии» 21:00 15 сент., 2015 <http://www.lib.ru/HIST/BUNICH/zoloto.txt>
343. «Тамерлан» Википедия, свободная энциклопедия. 14 сен 2015, 08:13 UTC. 18 сен 2015, 14:10 <http://ru.wikipedia.org/?oldid=73330274>.
344. «Проклятие Тамерлана» 23:00, 16 сент. 2015 <https://www.youtube.com/watch?v=AtUbl8lUTA8>
Содержание 

Copyright © 2016
, by INPUTMAX Ltd.
Registration № 1121073

All rights reserved. This book or any portion thereof may not be reproduced or used in any manner whatsoever without the express written permission of the publisher except for the use of brief quotations in a book review or scholarly journal.
Воспроизведение всей книги или любой ее части воспрещается без письменного разрешения издателя Inputmax Ltd.


No comments:

Post a Comment