Tuesday, 9 October 2018

Управляемая катастрофа

Сталин не только знал о предстоящем нападении Германии, но и делал все, чтобы оно состоялось. Это было доказано и детально проанализировано в статье [1] и в книге «План Сталина» [2]. То есть для Сталина война не стала неожиданностью. Он ее ожидал и к ней готовился. Однако для советских армий, сосредоточенных у границ СССР, нападение Германии стало полной неожиданностью. Армия, скованная преступной директивой №1, оказалась обезоруженной перед лицом наступающих войск. Приказы об ответном наступлении (Директивы №2 и №3) только ухудшили положение советских войск. Результатом стало тяжелейшее поражение и быстрое продвижение немецких войск вглубь советской территории.

Квалифицировать действия высшего советского руководства непосредственно перед нападением Германии иначе как «измена родине» невозможно. Но можно ли утверждать, что дальнейшие действия руководства страны и ее главного руководителя были направлены на защиту страны, а не стали продолжением политики предательства и измены?

Чтобы ответить на этот вопрос, проследим за действиями руководства страны после нападения Германии.



23 июня: была создана Ставка главного командования Вооруженных Сил СССР. Но вместо Сталина Председателем Ставки стал маршал Тимошенко. Сталин стал простым членом Ставки. Такое решение означало, что управление Вооруженными силами СССР было передано в руки человека, который самостоятельно, без одобрения Сталина ни одного решения принять не мог. При этом ответственность за положение на фронте ложилась именно на него и на всю армию.

30 июня: только через неделю после нападения Германии, создается Государственный Комитет Обороны (ГКО) - чрезвычайный орган управления, который обладал всей полнотой власти в стране. Комитет возглавил Сталин. Однако места для Председателя Ставки маршала Тимошенко в ГКО не нашлось! Из военных в ГКО вошел только Ворошилов.

3 июля: Сталин выступил с речью «Братья и сестры», в которой он дал оценку ситуации, которая заключалась в том, что «...этот непродолжительный военный выигрыш для Германии является лишь эпизодом, а громадный политический выигрыш для СССР является серьезным и длительным фактором». [3]. Оценка предельно откровенная: гибель армии и сдача врагу территории СССР – это мелкий эпизод. Главным же Сталин назвал «громадный политический выигрыш» СССР.

10 июля: выждав целых три недели после нападения Германии, Сталин возглавил Ставку главного командования. С этого момента Ставка получила новое название: «Ставка верховного командования».



Казалось бы, такое решение должно было восстановить привычный режим управления армией и страной и стабилизировать обстановку на фронте. Но последовавшие решения Сталина доказывают, что стандартные подходы к анализу событий того времени не работают.

Первые двадцать дней после начала войны Сталин выжидал. Историки обычно объясняют такую пассивность тем, что Сталин испугался. Но такая трактовка поведения Сталина не подтверждается логикой его реальных поступков. Выжидание и пассивность в управлении Красной Армией стали логическим продолжением преступных действий Сталина перед войной. Сталина не испугался, а продолжил свои действия в соответствии с заранее глубоко продуманным планом. В пятой главе книги [2] было доказано, что Сталин перед войной делал все, чтобы спровоцировать нападение Гитлера на СССР. Когда же нападение состоялось, Сталин вынудил командование РККА отдать приказы, которые вели к неизбежному поражению Красной Армии и быстрому продвижению немецкой армии вглубь СССР. Длительный период поражений Красной Армии был запланирован. Целью такого периода было достижение стратегических договоренностей с Великобританией и США о союзнических отношениях. Прежде чем начать побеждать, Сталину нужна была договоренность с союзниками об условиях будущей победы.

Поэтому Сталин пассивно ждал, наблюдая, как его армия гибнет. Только 10 июля Сталин взял ответственность за управление армией на себя, но губительную для армии и страны политику он продолжил и после этого. Своими действиями Сталин сковывал возможности РККА профессионально исполнять свой воинский долг и защищать свою страну. Это утверждение доказывает решение, принятое 16 июля 1941 года.



16 июля: указом Президиума ВС СССР на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин ввел в РККА «Институт военных комиссаров». Согласно п. 11 «Положения о военных комиссарах» (см. Приложение П6-П7):


«11. Все приказы по полку, дивизии, управлению, учреждению подписываются командиром и военным комиссаром.» (П7)
Этот день можно назвать черным днем для РККА и всей страны.

Главным принципом, на котором строились все армии мира во все времена, является принцип единоначалия. Красная Армия в момент нападения Германии не была исключением. И именно по этому принципу указом от 16 июля Сталин нанес сокрушительный удар. Он ввел в армии, воюющей с очень сильным врагом, институт военных комиссаров, которые получили равные с командирами права по принятию всех решений. Формально, это приказ означал введение двоевластия, что всегда гибельно для армии, но в СССР, с учетом советских реалий, этот указ означал полное лишение военного командования права на самостоятельные действия. Фактически управление армией перешло в руки НКВД, поскольку никакой командир не мог перечить комиссару, представлявшему НКВД.

Приведенная хронология демонстрирует, что с первых часов войны Сталин делал все, чтобы обеспечить немецким войскам успешное наступление. Сначала он подставил свою армию под неожиданный удар Германии, расположив огромную массу войск непосредственно у границы с Германией и запретив своим войскам отвечать на огонь противника. Это сразу привело к огромным потерям и обрекло войска на гибель. Дальше Сталин хладнокровно выжидал три недели пассивно наблюдая, как армия, лишенная нормального управления, гибла, а враг быстро продвигался вглубь советской территории. И только к 10 июля, когда провал армии стал совершенно очевидным, Сталин встал во главе армии. Первым его решением стал секретный указ, который лишил военных возможности управлять войсками.

С этого момента управление войсками перешло в руки НКВД. Ответственность же за результаты военных действий осталась на военных.



19 июля: вместо Ставки Главного Командования была создана Ставка Верховного Главнокомандования под началом Сталина. Одновременно Сталин сменил Тимошенко на посту Наркома обороны СССР, а Тимошенко был назначен его заместителем. Только 19 июля, через месяц после начала ВОВ, Сталин официально замкнул все нити управления и страной, и армией на себя.

Рассмотренные действия Сталина после начала войны также подпадают под определение государственной измены. И не может быть сомнений в том, что Сталин это прекрасно понимал. Поэтому в первые дни и недели войны он опасался возможности военного переворота. Обвинение в государственной измене могло привести к очень быстрым и очень трагическим для Сталина последствиям. Ведь армию никто в известность о планах Сталина не ставил. Армия к удару Германии не была готова. Ведь всего за две недели до начала войны Сталин в Сообщении ТАСС от 13 июня заявил, что только враги народа могут говорить о возможности нападения Германии. А перед самым нападением Германии такая позиция была подтверждена директивой №1. Поэтому Сталин в первые недели войны главную опасность видел не в продвижении немецких войск вглубь СССР, а в своем окружении.


Сталин 15 лет готовился к долгой и затяжной мировой войне. И целью будущей войны была не только победа над Германией. Планы были гораздо масштабнее. И поражения первых недель были запланированы задолго до начала войны, поэтому психологически Сталин был к ним готов. Но этого нельзя было сказать об армии. Армия ожидала побед, наступления на запад. А вместо этого она получила разгром. Это создавало для Сталина крайне опасную ситуацию. Ведь для высшего армейского руководства вина Сталина за катастрофические события на фронте была очевидной. Поэтому затяжная пауза Сталина служила и второй цели. Он дождался провала армии, и только после того, как тяжелейшие поражения РККА автоматически скомпрометировали все высшее армейское руководство, Сталин вышел из тени и взял руководство на себя. Так свою вину Сталин перенес на военных. Соответственно, военные оказались в полной зависимости от его воли.

Действия Сталина не были экспромтом или следствием испуга, как заверяют нас советские/российские историки. Напротив, они были завершающей частью грандиозной операции по приведению Красной Армии в совершенно особое состояние. Эта операция началась еще в 1936 году. Именно тогда была начата кампания поиска врагов и предателей в руководстве страны и армии, которая перешла в 1937-1938 годах в Большой террор. В те годы из руководства страны и армии были методично убраны люди, обладавшие независимым мышлением, способностью в критической ситуации брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Когда же нападение Германии привело страну именно к такой критической ситуации, Сталин взял трехнедельную паузу, выжидая кто как себя поведет. Он хотел убедиться, что чистка высшего государственного и партийного аппарата, руководства НКВД и РККА привела к желаемому результату – к неспособности высшего руководства страны на инициативу и самостоятельные действия. Высшее руководство страны не могло не понимать, что ответственность за тяжелейшие военные поражения лежит на Сталине, но ни бунта, ни недовольства, ни осуждения не возникло. К этому времени все уже слишком хорошо знали, чем и где заканчивается недовольство. Все терпеливо ожидали указаний вождя.

Население также ожидало, что скажет Сталин. Армия отступала, гибла в котлах, сдавалась в плен, разбегалась. Армия сначала была брошена верховным руководством, а затем была отдана под управление НКВД. Но население страны об этом ничего не знало. Официальная информация из радио и газет была крайне скудной и, как это всегда было в СССР, лживой. Даже сейчас, три четверти столетия спустя, начало ВОВ продолжает оставаться тайной за семью печатями.


Что же означала для армии реформа 16 июля?

Здесь можно сказать очень многое. Но главным было то, что после этой реформы армия перестала существовать как самостоятельная сила. С этого момента армия стала инструментом решения не военных, а политических задач, а точнее, задач, которые собирался решать лично Сталин.


Военные комиссары подчинялись только своим кураторам из НКВД и транслировали военным те задачи, которые шли по линии НКВД. А НКВД напрямую подчинялось Сталину. Реформа управления армией привела к тому, что войскам могли ставиться любые задачи, даже те, которые не имели военного смысла и, более того, могли быть откровенно преступными. Возможностей противостоять у военных не было. У НКВД были все полномочия наказывать тех, кто отказывался подчиняться. В этом случае командиры всех уровней были бы обречены на расстрел, штрафбат, ГУЛАГ и т.д.

С военной точки зрения указ 16 июля сделал армию небоеспособной. Но Сталину в этот момент самостоятельная боеспособная армия была не нужна. Такая армия, даже после поражений первых трех недель, могла бы в первые месяцы войны нанести Германии такой урон, что для Гитлера продолжение войны стало бы невозможным. Считается что для успешного наступления нужно иметь трехкратный перевес над обороняющимся противником. А у РККА был существенный перевес над наступающим противником! И Сталину от разведки были заранее известны практически все планы Гитлера по наступлению. Об этом свидетельствуют многие немецкие источники. Если бы Сталин всю военную мощь своей армии не парализовал своими действиями в первые дни и недели войны, то весь его план будущей мировой войны оказался бы под угрозой. Сталину нужно было заставить свою более сильную армию проигрывать войну, объективно более слабому противнику, но такого приказа он армии отдать не мог.

Сталину была нужна армия, которая была бы средством достижения его долгосрочных политических целей, а не использовала свою мощь для сокрушения врага и достижения побед, которые Сталину на начальном этапе войны были совершенно не нужны. Армия должна была в точности выполнять политические задачи, а не военные. Когда надо было отступать и погибать – армия должна отступать и погибать, не задавая лишних вопросов. Указом от 16 июля такая армия была создана.

Комиссары имели в войсках свою цепочку подчинения, которая не пересекалась с армейской (см. пункт 10 Положения о военных комиссарах - Приложение П7), и которая была интегрирована с НКВД. НКВД готовил все решения в соответствии с политическими указаниями Сталина. Далее, комиссары транслировали их командирам, которые и были вынуждены их выполнять. Объяснить армии необходимость военных поражений было невозможно. Армия нацелена на победу и объяснить военным, что по политическим причинам ей необходимо проигрывать сражения, погибать, отступать, отдавая свою страну врагу, невозможно. Поэтому ничего объяснять и доказывать военным Сталин не собирался. Он выбрал другой путь. Огромные же потери, которые вытекали из новой системы управления армией, Сталина не волновали. Людей и резервов для войны о него было накоплено достаточно.

Вся реформа армии была проведена секретными приказами и до сих пор эти приказы и их роль историками широко не обсуждается. Здесь необходимо добавить, что указ от 16 июля был принят Президиумом Верховного Совета СССР – чисто декоративным органом, который реальной властью в стране не обладал. Но Сталин его использовал, чтобы снять с себя ответственность за принятие губительного и преступного указа. Здесь повторилась ситуация с Директивой №1, которую Сталин также не стал подписывать. За свои преступные действия Сталин всегда ответственность аккуратно перекладывал на «соратников».

Несмотря на явную пассивность, проявленную в первые недели в отношении армии, рычагов управления страной Сталин не выпускал ни на минуту. С первых часов войны, а на самом деле, еще до нападения Германии в западных областях СССР началась масштабная эвакуация. Эта тема разбирается в [4]. Сейчас же важно подчеркнуть, что государство, несмотря на полный провал армии, продолжало четко функционировать. Эвакуация из приграничных с Германией районов началась примерно за неделю до ее «неожиданного» нападения [4]. И руководили эвакуацией не советские и не партийные органы. Все руководство шло по линии НКВД. По каким-то загадочным причинам чекисты точно знали, что и когда надо делать. И они умели заставить руководителей на местах выполнять их приказы.

Центр принятия решений перешел от государственных и партийных структур к НКВД, которое и руководило всей работой по своим секретным каналам. НКВД имело необходимые полномочия и все инструкции, что и когда надо было делать. Архивы НКВД могли бы раскрыть масштабы гигантской работы по переводу страны на военные рельсы, но они и по сегодняшний день остаются закрытыми. Поэтому восстанавливать картину того, что происходило в стране, приходится только по имеющейся отрывочной информации.

Но вернемся к событиям на фронте. Красная армия терпела одно за одним тяжелейшие поражения. К концу 1941 года только в немецком плену оказалось около 4-5 млн. советских военнослужащих! Достоверных же цифр о потерях РККА в начале войны нет до сих пор. Военная историография объясняет события начала войны тем, что армия не умела обороняться, что военные руководители не обладали необходимым профессионализмом. Но можно ли говорить об этом в условиях, когда военное руководство было лишено возможности управлять своими подразделениями? Каждый раз командиры должны были получать разрешение от комиссаров. И если комиссар ставил перед командиром задачу нападать, а не обороняться, то именно эту задачу командиры и были обязаны решать. А ответственность за последствия все равно ложилась на командиров. Поэтому историки и обвиняют военных, не обращая внимание на истинную причину их действий и даже не пытаясь ее найти. 


Но могла ли такая реформа армии пройти практически не замеченной ни военными, ни историками и не привести в условиях войны просто к хаосу в управлении войсками?

Без детальной подготовки, без отработки военной документации и отработки системы принятия решений на всех уровнях такая реформа в условиях войны и боевых действий была бы невозможна. Но указ от 16 июля не был ни спонтанным, ни случайным. Он имел длительную предысторию подготовки и отработки.


Изначально институт военных комиссаров возник в период гражданской войны. После революции командные посты в Красной Армии часто вынужденно отдавали военспецам – бывшим офицерам царской армии. Рядом, для контроля их решений, большевики ставили комиссара. Комиссар выполнял роль пистолета, приставленного к виску военспеца. Но после гражданской войны, когда в армию пришло новое поколение командиров, потребность в военспецах перестала быть актуальной и от института комиссаров отказались. Но 10 мая 1937 года в армии был снова введен институт комиссаров (см. Приложение П1-П4). Комиссары и политруки так же, как и позднее, в 1941 году, получили равные с командирами права.

Российская историография объясняет реформу 10 мая 1937 года тем, что в армии начали большую чистку, а репрессии среди людей с оружием требовали системы особого контроля над армией. [Википедия]. Но репрессии закончились в 1938 году, а институт военных комиссаров был упразднен только 12 августа 1940 года. Поэтому этого объяснения недостаточно.

В условиях двоевластия Красная Армия функционировала с мая 1937 по август 1940 год – чуть более трех лет. Причем последний год пришелся уже на начало мировой войны. В этот год Красная Армия захватила часть Польши, часть Финляндии, Литву, Латвию, Эстонию и часть Румынии. В Польше и Финляндии Красной Армии пришлось вести военные действия. Наиболее серьезные сражения происходили во время Зимней войны с Финляндией. Эта война была отмечена многими странностями, которые обсуждались в параграфе 5.6 книги 1 «План Сталина» [2].

Вспомним еще раз те трагические события.

Сначала Сталин затянул решение о начале войны. Затем, когда решение было принято, он неожиданно отказался от плана Шапошникова и поручил финскую кампанию Мерецкову. Результат - позорное поражение. Военные действия началась 30 ноября в тяжелых для наступления зимних условиях, и до 1 февраля Красная Армия, несмотря на колоссальный военный перевес, так и не смогла решить поставленных перед ней задач.

Но неожиданно, когда политическая ситуация изменилась и Великобритания с Францией выразили готовность оказать военную помощь Финляндии, Сталин отдал приказ вернуться к плану Шапошникова. Новое наступление началось 1 февраля и за один месяц война была закончена. Вот две цитаты, дающие представление о тех событиях.


«Отец [Берия - А.З.] располагал разведданными о том, что французы и англичане в ответ на нашу агрессию готовят 100-тысячные корпуса для поддержки Финляндии. Один из них предполагалось использовать на северном фланге, другой должен был ударить с Ближнего Востока по Кавказу. Когда Сталину были доложены эти материалы, он сказал, что НАДО ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ ЗАКАНЧИВАТЬ ЭТУ ВОЙНУ, НО ТАК, КАК НАМ НАДО.» С.Л. Берия. «Мой отец — Лаврентий Берия».
 «…30 декабря 1939 г. Главный военный совет принял решение приостановить наступательные действия и предложил вызванному из отпуска Б.М. Шапошникову заново спланировать новую наступательную операцию с целью прорыва линии Маннергейма и достижения цели войны. Шапошников доложил Совету, по существу, тот же план, который он разработал несколько месяцев назад, и Сталин принял его». М.И. Семиряга. «Тайны сталинской дипломатии 1939–1941».

Историки дают традиционное для себя объяснение тем событиям. – армия была слабая и не умела воевать. Как же она потом вдруг мгновенно научилась воевать и быстро одержала победу? Но историков это не смущает и катастрофу 1941-1942 годов они опять объясняют тем, что армия не умела воевать. И, конечно, то, что к Сталинградской битве, РККА опять вдруг научится воевать и будет дальше непрерывно побеждать до конца войны, их опять не смущает. Вот на таких «научных» построениях вся российская военная историография и базируется.

Напомню вывод, который был сделан в параграфе 5.6 [2]: 
«Воевать с Англией и Францией или даже ухудшать отношения с ними в его планы никак не входило. Эти страны должны были вскоре стать стратегическими союзниками СССР! Поэтому он просто отдает приказ прекратить ломать комедию и закончить войну «как нам надо». И война, как по мановению волшебной палочки, заканчивается до того, как Великобритания успела что-либо предпринять.»
Теперь можно объяснить более детально, что произошло во время Зимней войны. Сталин не просто «ломал комедию». Он отрабатывал в военных условиях систему управления армией через институт военных комиссаров. Это была подготовка к будущей основной войне с Германией!

Действия Красной Армии ДО 30 декабря 1940 года показали, что она полностью неспособна воевать. Сталин хотел продемонстрировать Германии, что Красная Армия – слабая, что она не может справиться даже с финской армией. Сталин делал все, чтобы убедить Гитлера, что СССР является слабым военным противником и что Германия способна выиграть у СССР войну.

Но ПОСЛЕ 30 декабря внешнеполитическая ситуация изменилась и армию «переключили» в другой режим функционирования. В феврале Красная Армия начала новое наступление и уже в начале марта война была закончена.

Во время Зимней войны управление армией через институт военных комиссаров было апробировано и отработано в военных условиях. Сталин убедился, что схема работает. Армия действует в точном соответствии с его политической волей. Когда надо – армия проигрывает и погибает, но, когда возникает необходимость, она способна «выиграть войну так как нам это нужно».

После завершения Зимней войны 12 августа 1940 года, институт военных комиссаров был отменен. Приказ подписал Нарком обороны С.К. Тимошенко. Название приказа говорит само за себя: «Об укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском Флоте» (Приложение П5). Отлаженный в течение трех лет механизм управления армией через институт военных комиссаров стал ждать своего часа. Этот час пробил 16 июля 1941 года.

Конечно, официальная военная историография дает совсем другое объяснение указу от 16 июля 1941 года. Это объяснение содержится в самом тексте указа, где 9 пунктов из 11 описывают необходимость поднимать политическую грамотность в рядах воюющей армии. Но такое объяснение может убедить только его авторов. Простое сравнение документов за 1937 год (П3) и за 1941 (П7) говорит, что эти документы – близнецы-братья. И 12 августа 1940 года Нарком обороны Тимошенко однозначно заявил, что нормальная армия не может успешно функционировать в условиях двоевластия. Никто с этим не спорил, но менее чем через год, в условиях войны с гораздо более сильным противником чем Финляндия, Сталин возвратил провальную систему управления армией! Единственное объяснение этого факта заключается в том, что Сталин в 1937-1940 годах отрабатывал тот сценарий войны, который он планировал использовать в будущей войне с Германией. Никакого другого объяснения фактам введения института комиссаров в 1937 году и в 1941 году дать невозможно.

Проведенный анализ дает дополнительное объяснение масштабным репрессиям в армии в 1937-38 годах. Очевидно, что многие военные профессионалы были против введения в армии института военных комиссаров. Таких НКВД называло заговорщиками и удаляло из армии. В 1937 году таких еще было очень много.

После Большого террора армия уже не была способна противостоять введению новой (старой) системы управления войсками через комиссаров. В 1941 году армия просто подчинилась, смирившись со своей судьбой.

Что это была за судьба демонстрируют нижеследующие цитаты.

«Еще 15 ноября [1941 года] танков у Рокоссовского было вдвое больше, но он их сумел угробить буквально за один день. Советские полководцы не умели воевать малой кровью и берегли людей только на словах. Перед самым немецким наступлением Жуков приказал командующему 16-й армией нанести удар по вражеской группировке из района севернее Волоколамска: «Чем руководствовался знавший обстановку командующий фронтом, давая такой приказ, мне до сегодняшнего дня непонятно, — вспоминал Рокоссовский...
[...]
16 ноября Рокоссовский бросил в бой только что переданную ему 58-ю танковую дивизию. Дивизия прибыла с Дальнего Востока и вошла в состав армии 14-го числа, не успела произвести разведку местности и расположения противника. И вот ее бросили в фронтальный удар и, как водится, через болото. Много танков завязло и вышло из строя, остальные были расстреляны немцами с замаскированных артиллерийских позиций. В одной атаке дивизия безвозвратно потеряла 157 танков из 198 и 1731 человека убитыми и ранеными — треть личного состава.[...]
В тот же день командующий 16-й армией послал в атаку на окопавшуюся немецкую пехоту и танки 7-й танковой дивизии 17-ю и 44-ю кавалерийские дивизии, прибывшие из Средней Азии!
[...]
Описание этого боя сохранилось в журнале боевых действий 4-й танковой группы Гёпнера: «…Не верилось, что противник намерен атаковать нас на этом широком поле, предназначенном разве что для парадов… Но вот три шеренги всадников двинулись на нас. По освещенному зимним солнцем пространству неслись в атаку всадники с блестящими клинками, пригнувшись к шеям лошадей… Первые снаряды разорвались в гуще атакующих… Вскоре страшное черное облако повисло над ними. В воздух взлетают разорванные на куски люди и лошади… Трудно разобрать, где всадники, где кони… В этом аду носились обезумевшие лошади. Немногие уцелевшие всадники были добиты огнем артиллерии и пулеметов». [5].
«Практически их гнали в атаку, как скот на бойню. Расчет был на то, что «черная пехота» только измотает немцев и заставит израсходовать часть боеприпасов, чтобы потом свежие части смогли заставить отступить противника с занимаемых позиций. Поэтому не выдавали несчастным ни обмундирования, ни винтовок. Зачем тратиться на тех, кому суждено погибнуть в первом же бою? И что погибнут — не беда, у НКВД после войны меньше работы будет. За счет этих людей, призывавшихся, как правило, непосредственно в части, в значительной степени происходил недоучет советских безвозвратных потерь. Лишь единицам таких призывников суждено было уцелеть, стать «нормальными солдатами» и получить форму и оружие». [6]. 
Только в последней цитате автор вспоминает об НКВД, но упоминает его мимоходом. Всю вину за эти преступления авторы возлагают на военное командование. Но в том-то и проблема, что все решалось за спинами командиров. А командиры были просто исполнителями преступных приказов, поступавших из НКВД.

Теперь подошло время задать вопрос, без ответа на который нельзя считать приведенные доказательства полными и исчерпывающими.

Как же Сталину удалось с такой системой командования одержать победу над столь серьезным противником, как Германия?


Ответ на этот вопрос оказывается столь же простым, сколь и шокирующим. Когда Сталин достиг политических целей, для достижения которых ему нужна была политика поражений, институт комиссаров был просто ликвидирован. Это произошло непосредственно перед Сталинградской битвой, которая была переломным моментом во всей Второй мировой войне.

9 октября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии» институт комиссаров был заменён институтом заместителей командиров по политический части (замполитов). (П8). Это был повтор приказа Тимошенко от 12 августа 1940 г. (П5). Если до этого у Красной Армии практически не было крупных побед, то после этого Красная Армия уже не знала поражений. На этот раз Сталин захотел поставить под приказом свою личную подпись. Наряду с указом Президиума Верховного Совета, в тот же день вышел приказ Наркома Обороны И. Сталина (Приложение П9).

С этого момента система управления армией перешла к профессионалам. Историки обычно трактуют это так: «К Сталинградской битве армия научилась воевать!»

Список цитируемой литературы:

1. А. Зейдель. «22 июня 1941 года. “Неожиданная” война. Вступительный аккорд Сталина». <https://albertseidel.blogspot.com/2017/04/22-1941.html>

2. А. Зейдель. «ПЛАН СТАЛИНА: Борьба за войну и против политики мира.1927–1946». Книга 1: Как развязать мировую войну. https://albertseidel.blogspot.com/p/blog-page_28.html

3. И.В. Cталин, «Выступление по радио 3 июля 1941 года», Сочинения. — Т. 15. –М.: Издательство «Писатель», 1997. С. 56–61, https://www.marxists.org/russkij/stalin/t15/t15_07.htm

4. А. Зейдель. «ПЛАН СТАЛИНА: Борьба за войну и против политики мира.1927–1946». Книга 2: Запланированное поражение и Катынь. <https://www.smashwords.com/books/view/634003>

5. В. Бешанов. «Танковый погром 1941 года».

6. Б. Соколов. «Неизвестный Жуков».


Copyright © Inputmax Ltd. 2018


Приложение

П1

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 1937 года

О СОЗДАНИИ ВОЕННЫХ СОВЕТОВ ВОЕННЫХ ОКРУГОВ И УСТАНОВЛЕНИИ ИНСТИТУТА ВОЕННЫХ КОМИССАРОВ В РККА

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
1. В отмену существующего положения об управлении военными округами (постановление ЦИК и СНК СССР от 22 ноября 1934 г.) создать в военных округах военные советы в составе командующего войсками округа и двух членов военного совета.
2. Установить институт военных комиссаров во всех войсковых частях (начиная с полка и выше), штабах, управлениях и учреждениях РККА.
3. Предложить Народному комиссару обороны СССР разработать и представить на утверждение Совета Народных Комиссаров СССР соответствующее положение о военных советах военных округов и военных комиссарах.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР
М. Калинин
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР
В. Молотов
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР
И. Акулов
Москва, Кремль.
10 мая 1937 г.

П2

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 1937 года № 105/1387

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННЫХ КОМИССАРАХ РККА

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют:
Утвердить Положение о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР
М. Калинин
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР
В. Молотов
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР
А. Горкин
Постановление ЦИК и СНК СССР от 15.08.1937 № 105/1387. (2013, январь 6).


ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННЫХ КОМИССАРАХ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
1. Для политического руководства и непосредственного проведения партийно-политической работы в войсковых частях, соединениях, учебных заведениях, учреждениях и управлениях РККА Народным комиссаром обороны СССР по представлению Политического управления РККА назначаются военные комиссары.
2. Военный комиссар и командир (начальник) несут полную ответственность за воспитание красноармейца и всего начальствующего состава в духе беззаветной преданности Родине и Советской власти и беспощадной борьбы с врагами народа.
3. Военный комиссар наравне с командиром (начальником) отвечает за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение военной дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую, оперативную и мобилизационную готовность, за состояние вооружения и войскового хозяйства части (соединения, управления, учреждения и пр.).
4. Военный комиссар совместно с командиром обязан оградить вверенную ему воинскую часть (соединение, управление, учреждение и пр.) от проникновения и появления в ней врагов народа, шпионов, диверсантов, вредителей, пресекая немедля и решительно всякие действия, могущие нанести вред РККА.
5. На военного комиссара возлагается обязанность строжайше следить за точным исполнением всеми работниками части (соединения, управления, учреждения и пр.) всех приказов, инструкций и положений, относящихся к сохранению военной тайны.
Военный комиссар обязан принимать все меры к повышению у всего состава части (соединения, управления, учреждения и пр.) чувства ответственности за соблюдение военной тайны и лично являться образцом в этом отношении.
6. Военный комиссар должен повседневно и всесторонне изучать личный состав своей части (соединения, управления, учреждения и пр.), знать настроения, нужды и запросы красноармейцев и начальствующего состава.
7. В области партийно-политической работы на военного комиссара возлагается:
а) руководство работой политорганов, партийных и комсомольских организаций части (соединения, управления, учреждения и пр.) в соответствии с инструкциями организациям ВКП(б) и ВЛКСМ в Красной Армии;
б) организация и проведение необходимых партийно-политических мероприятий, обеспечивающих неуклонное выполнение планов и задач боевой и политической подготовки части (соединения, управления, учреждения и пр.);
в) руководство агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работой в части (соединении, управлении, учреждении и пр.) и всеми видами красноармейской самодеятельности;
г) установление постоянной связи с местными партийными организациями.
8. Для успешного выполнения своих обязанностей военный комиссар должен непрерывно совершенствовать свои военные знания. Военный комиссар вместе с командиром (начальником) несут полную ответственность за военную подготовку всего политсостава части (соединения, управления, учреждения и пр.).
9. Военный комиссар систематически в установленном порядке информирует командира (начальника) своей части (соединения, управления, учреждения и пр.), вышестоящих комиссара и политорган о политико-моральном состоянии части и о мерах, принятых к устранению отрицательных явлений.
10. Военный комиссар вместе с командиром (начальником) аттестует командный и начальствующий состав части (соединения, управления, учреждения и пр.) и составляет на каждого из них подробную политическую характеристику. Аттестации подписывает командир (начальник) и военком части (соединения, управления, учреждения и пр.).
Назначения и представления к назначению, к награждению и присвоению очередных военных званий, а также смещения командного и начальствующего состава производятся командиром (начальником) и военным комиссаром совместно.
11. Военный комиссар в своей деятельности руководствуется приказами и распоряжениями Народного комиссара обороны СССР, Политического управления РККА, а также приказами и указаниями тех военных советов, военкомов [военком - военный комиссар А.З.] и политорганов, которым он подчинен по службе.
12. Все приказы по части (соединению, управлению, учреждению и пр.) подписываются командиром и комиссаром. Ввиду того, что командир (начальник) является высшим начальником в подчиненной ему части (соединении, управлении, учреждении и пр.), приказы отдаются от имени командира (начальника) части (соединения, управления, учреждения и пр.) по форме: «приказываю».
Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР
М. Калинин
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР
В. Молотов
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР
А. Горкин

П4

Устав внутренней службы РККА
(УВС-37)
Глава I. Обязанности военнослужащих и взаимоотношения между ними.
5. Должностные обязанности командного и начальствующего состава отдельной воинской части (полка), ее подразделений и служб.
Военный комиссар полка
47. Наравне с командиром является прямым начальником всего личного состава части и несет полную ответственность за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение воинской дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую и мобилизационную готовность, за состояние вооружении и войскового хозяйства полка.
48. Военный комиссар полка обязан:
1) оградить полк от проникновения и появления в нем шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа, немедленно и решительно пресекая всякие действия, могущие нанести вред РККА;
2) строжайше следить за сохранением военной тайны всем личным составом;
3) организовать и проводить политическую работу, воспитывая весь личный состав полка в беззаветной преданности партии Ленина-Сталина, социалистической родине и советской власти, в духе пролетарского интернационализма, в постоянной революционной бдительности и к беспощадной борьбе с врагами народа;
4) повседневно и всесторонне изучать и знать личный состав, его настроения, нужды и запросы; аттестовать вместе с командиром командный и начальствующий состав;
5) проводить необходимые политические мероприятия обеспечивающие выполнение планов и задач боевой и политической подготовки, образцовое состояние хозяйства;
6) проводить необходимые политические мероприятия по развертыванию и руководству социалистическим соревнованием;
7) систематически и своевременно информировать командира полка, вышестоящего военного комиссара и политотдел о политико-моральном состоянии полка;
8) руководить всей культурно-просветительной работой;
9) иметь тесное общение со всем личным составом;
10) непрерывно совершенствовать свои политические и военные знания. Военный комиссар руководствуется в своей работе Положением о военных комиссарах РККА.
Политический руководитель роты (эскадрона, батареи)
59. Наравне с командиром роты является прямым начальником всего личного состава роты и несет ответственность за политико-моральное состояние и боевую подготовку роты, воинскую дисциплину, за хозяйство, боевую готовность роты и за сохранение военной тайны.
60. Политический руководитель роты обязан:
1) воспитывать личный состав роты в беззаветной преданности партии Ленина-Сталина и социалистической родине, в духе пролетарского интернационализма, лично разъяснять красноармейцам и командирам решения партии и советского правительства и постоянно информировать их о международных политических событиях;
2) персонально знать весь личный состав и быть крепко с ним связанным, проявлять заботу об удовлетворении его культурных и бытовых нужд, быть близким товарищем красноармейцев и командиров и помогать им в боевой и политической учебе;
3) укреплять воинскую дисциплину и боевую подготовку роты, лично быть образцом большевистской бдительности и оберегать роту от проникновения шпионов, диверсантов, вредителей и иных врагов народа;
4) организовать и лично проводить политические занятия с красноармейцами, младшим командным и начальствующим составом, направлять и контролировать работу групповых руководителей политических занятий;
5) организовать систематическое чтение газет и книг всем личным составом, обеспечивая своевременную доставку газет и литературы;
6) организовать разумный отдых и развлечения красноармейцев;
7)организовать работу и порядок в "Ленинской комнате";
8)организовать и лично вести справочную работу для личного состава роты;
9) систематически и своевременно информировать командира роты и военного комиссара полка о запросах, политических настроениях, боевой и политической подготовке роты;
10) аттестовать вместе с командиром роты весь командный и начальствующий состав роты;
11) непрерывно совершенствовать свои политические и военные знания.
Источник
Устав внутренней службы РККА (УВС-37). Воениздат. 1938г. Введен в действие приказом НКО СССР №260 от 21 декабря 1937г. взамен Временного устава внутренней службы РККА 1924 года. http://army.armor.kiev.ua/hist/komissar.shtml
П5
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 12 августа 1940 года
Об укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском Флоте
В связи с тем, что институт комиссаров уже выполнил свои основные задачи, что командные кадры Красной Армии и Военно-Морского Флота за последние годы серьезно окрепли, а также в целях осуществления в частях и соединениях полного единоначалия и дальнейшего повышения авторитета командира — полновластного руководителя войск, несущего полную ответственность также и за политическую работу в частях, — Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
2. Ввести в соединениях (корпусах, дивизиях, бригадах), частях, кораблях, подразделениях, военно-учебных заведениях и учреждениях Красной Армии и Военно-Морского Флота институт заместителей командиров (начальников) по политической части.
3. Обязать Военные Советы округов, фронтов и армий осуществлять повседневный живой контроль за политической работой в корпусах, дивизиях, бригадах.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Москва, Кремль.
12 августа 1940 г.

П6

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ
от 16 июля 1941 года

О РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
И ВВЕДЕНИИ ИНСТИТУТА ВОЕННЫХ КОМИССАРОВ
В РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ

Навязанная нам война в корне изменила обстановку работы в Красной Армии. Война расширила объем политической работы в нашей армии и потребовала, чтобы политработники не ограничивали свою работу пропагандой, а взяли на себя ответственность также и за военную работу на фронтах.
С другой стороны, война усложнила работу командира в полку и дивизии и требует, чтобы командиру полка и дивизии была оказана полная помощь со стороны политических работников не только в области политической работы, но и в области военной.
Все эти новые обстоятельства в работе политработников, связанные с переходом от мирного времени к военному времени, требуют того, чтобы была повышена роль и ответственность политработников - подобно тому, как это имело место в период гражданской войны против иностранной военной интервенции.
В соответствии с этим, идя навстречу пожеланиям Государственного Комитета Обороны и Главкомов, Президиум Верховного Совета Союза ССР постановляет:
1. Реорганизовать управления и отделы политической пропаганды в Политические управления и Политические отделы Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
2. Ввести во всех полках и дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях Красной Армии институт военных комиссаров, а в ротах, батареях, эскадронах - институт политических руководителей.
3. Утвердить Положение о военных комиссарах в полках и дивизиях Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М.КАЛИНИН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А.ГОРКИН
Утверждено Президиумом Верховного Совета СССР от 16 июля 1941 года

Указ Президиума ВС СССР от 16.07.1941 о реорганизации органов политической пропаганды и введении института политических комиссаров в РККА. (2012, март 4).

П7 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОЕННЫХ КОМИССАРАХ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ

1. Во всех полках и дивизиях, штабах, военно-учебных заведениях и учреждениях Красной Армии, как на фронте, так и в тылу, учреждается институт военных комиссаров.
2. Военный комиссар является представителем Партии и Правительства в Красной Армии и наряду с командиром несет полную ответственность за выполнение войсковой частью боевой задачи, за ее стойкость в бою и непоколебимую готовность драться до последней капли крови с врагами нашей Родины и с честью отстаивать каждую пядь советской земли.
3. Военный комиссар является нравственным руководителем своей части (соединения), первым защитником ее материальных и духовных интересов. "Если командир полка является главой полка, то комиссар полка должен быть отцом и душою своего полка" (Сталин).
4. Военный комиссар обязан всемерно помогать командиру, честно и самоотверженно выполняющему боевые задачи, во всей его работе, укреплять авторитет командира и строго контролировать проведение в жизнь всех приказов высшего командования.
5. Военный комиссар обязан своевременно сигнализировать Верховному командованию и Правительству о командирах и политработниках, не достойных звания командира и политработника и порочащих своим поведением честь Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
6. Военный комиссар должен воодушевлять войска на борьбу с врагами нашей Родины. В наиболее серьезные моменты боя военный комиссар обязан личным примером храбрости и отваги поднять боевой дух войсковой части и добиться безусловного выполнения боевого приказа.
7. Военный комиссар обязан поощрять и популяризировать лучших бойцов и командиров, воспитывать у личного состава войсковой части отвагу, смелость, хладнокровие, инициативу и сметку, воспитывать презрение к смерти и готовность биться до победного конца против врагов нашей Родины.
8. Военный комиссар обязан, опираясь на широкие массы красноармейцев и командиров, вести беспощадную борьбу с трусами, паникерами и дезертирами, насаждая твердой рукой революционный порядок и воинскую дисциплину. Координируя свои действия с органами 3-го Управления Наркомата Обороны, военный комиссар обязан в корне пресекать всякую измену.
9. Военный комиссар руководит политорганами, а также партийными и комсомольскими организациями войсковых частей.
10. Политрук подотчетен в своей работе комиссару полка, комиссар полка - комиссару дивизии, комиссар дивизии - Военному Совету Армии и Главному Политическому Управлению Красной Армии.
11. Все приказы по полку, дивизии, управлению, учреждению подписываются командиром и военным комиссаром.

П8

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

УКАЗ
от 9 октября 1942 года

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОЛНОГО ЕДИНОНАЧАЛИЯ И УПРАЗДНЕНИИ
ИНСТИТУТА ВОЕННЫХ КОМИССАРОВ В КРАСНОЙ АРМИИ

Система военных комиссаров, установленная в Красной Армии в годы гражданской войны, возникла на почве некоторого недоверия к командным кадрам, в состав которых были привлечены старые военные специалисты, не верившие тогда в прочность Советской власти и даже чуждые ей. В годы гражданской войны военные комиссары сыграли решающую роль в деле укрепления Красной Армии и отбора командного состава, в деле ее политического просвещения и насаждения воинской дисциплины.
В последующие после гражданской войны годы происходил процесс дальнейшего выращивания и воспитания командных кадров. В результате этого и под влиянием успехов и побед советского строя во всех областях жизни положение с командными кадрами в Красной Армии коренным образом изменилось.
Великая Отечественная война с немецкими захватчиками закалила наши командные кадры, выдвинула огромный слой новых талантливых командиров, испытанных в боях и до конца верных своему воинскому долгу и командирской чести. В суровых боях с врагом командиры Красной Армии доказали свою преданность нашей родине, приобрели значительный опыт современной войны, выросли и окрепли в военном и политическом отношениях.
С другой стороны, военные комиссары и политработники повысили свои военные знания, приобрели богатый опыт современной войты, часть из них уже переведена на командные должности и успешно руководит войсками, многие же другие могут быть использованы на командных должностях либо немедленно, либо после известной военной подготовки.
Все эти новые обстоятельства, связанные с ростом наших командных и политических кадров, свидетельствуют о том, что полностью отпала почва для существования системы военных комиссаров. Больше того, дальнейшее существование института военных комиссаров может явиться тормозом в улучшении управления войсками, а для самих комиссаров создает ложное положение.
Таким образом, назрела необходимость упразднить в Красной Армии институт военных комиссаров, установить полное единоначалие и целиком возложить на командиров ответственность за все стороны работы в войсках.
Исходя из этого, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Установить в Красной Армии полное единоначалие и возложить целиком на командиров (начальников) ответственность за все стороны боевой и политической жизни частей, соединений и учреждений Красной Армии.
2. Упразднить в соединениях, частях, штабах, военно-учебных заведениях, в центральных и главных управлениях НКО и учреждениях Красной Армии институт военных комиссаров, а в подразделениях - институт политических руководителей.
3. Ввести в соединениях, частях, штабах, подразделениях, военно-учебных заведениях, в центральных и главных управлениях НКО и учреждениях Красной Армии институт заместителей командиров по политической части.
4. Усилить перевод наиболее подготовленных в военном отношении и получивших опыт современной войны военных комиссаров и политработников на командные должности.
5. Установить для заместителей командиров по политической части и для всех остальных политических работников общие для всех командиров Красной Армии воинские звания и знаки различия.

«Ведомости Верховного Совета СССР» 1942 г. № 38

П9

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ОБОРОНЫ СССР

ПРИКАЗ
от 9 октября 1942 г. N 307

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОЛНОГО ЕДИНОНАЧАЛИЯ И УПРАЗДНЕНИИ
ИНСТИТУТА ВОЕННЫХ КОМИССАРОВ В КРАСНОЙ АРМИИ

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 года "Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии" приказываю:
1. Освободить от занимаемых должностей комиссаров частей, соединений, штабов, военно-учебных заведений, центральных и главных управлений НКО и других учреждений Красной Армии, а также политруков подразделений и назначить их заместителями соответствующих командиров (начальников) по политической части.
2. Военным Советам фронтов и армий в месячный срок присвоить политическим работникам командные воинские звания в пределах предоставленных им прав.
Военным Советам фронтов представить в Наркомат Обороны не позднее 15 ноября 1942 года через Главное Политическое Управление Красной Армии аттестационный материал для присвоения командных воинских званий политическим работникам, начиная со старшего батальонного комиссара и выше.
3. Командирам соединений и Военным Советам армий и фронтов более решительно выдвигать подготовленных в военном отношении политработников на командные должности, особенно в звене - командир роты, командир батальона.
4. Военным Советам фронтов организовать к 20 октября с.г. двухмесячные командные фронтовые курсы, численностью по 150 - 250 чел. для подготовки командиров рот, из наиболее способных к командной работе политработников. Отбор на курсы произвести по согласованию с Главным Политическим Управлением Красной Армии.
5. Главному Управлению кадров Красной Армии создать при курсах "Выстрел" с 1 ноября с.г. двухмесячные курсы по подготовке из наиболее овладевших военным делом комиссаров и политработников для подготовки из них 200 командиров полков и 600 командиров батальонов. Отбор на курсы произвести Главному Политическому Управлению Красной Армии совместно с Главным Управлением кадров.
6. Заместителям командиров (начальников) по политической части, назначенным настоящим Приказом, сохранить прежний оклад денежного содержания.

Народный Комиссар Обороны
И.СТАЛИН

No comments:

Post a Comment